По следам таинственной нации

История буртасского народа, насчитывающая более 900 лет,
является предметом затянувшегося спора ученых об этногенезе сурского края.
КТО НАШИ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДКИ?
Многие жители Сурского края интересуются своими историческими истоками. До недавнего времени было принято считать, что территория Пензенской области представляет собой историческое скопище разноплеменных народов: мордвы, русских, татар и чувашей, но представители каждой нации склонны искать в нашей истории только свои корни. Нет внятного ответа на этот вопрос даже у краеведов и историков.
Между тем, история Пензенского края, в основном представленная первыми архивными документами 16 века и, дополненная археологическими исследованиями более ранних палеонтологических культур, являет собой белое пятно в изучении огромного периода, который связан с этногенетическим происхождением народностей, населяющих современную территорию Пензенской области.
Вопрос этот не праздный, ибо открывает новые пути социально- экономического и исторического развития края в обозримом будущем. Ведь одно дело вести свой род от неандертальцев, а другое от Ноя или Моисея.
Так кто же мы? Кто наши далекие предки, от которых идет наш род? Правы ли те ученые, которые считают, что территория Пензенской области до конца 16 века являла собой “дикое поле”, заселенное мордовскими племенами?
Правы ли исследователи, отстаивающие тюркоязычную ветвь происхождения народов края?
Не секрет, что у народностей области есть общее генетическое начало. Этнические корни пензенских предшественников татар, мордвы, чувашей и русских связаны с буртасами. Следы этой таинственной народности до сих пор остаются загадкой современной науки. При этом ученые мужи диаметрально расходятся в версиях не столько о происхождении самой буртасской нации, сколько в принадлежности к ней означенных этнических групп.
ДРЕВНЕЙШАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Буртассы, как тюркоязычная кочевая племенная группа, существовала в степях между Хазарией и Волжской Булгарией в 9-10 веках. После вторжения половцев потеряла самостоятельность, и большая часть откочевала на Северный Кавказ. Нашествие монголов вытеснило половецкие племена. Значительная часть буртас осталась в Ногайской орде, а некоторая часть в 16-17 веках перешла в мордовские земли, впоследствии адаптировавшись с мордвой, татарами и русскими.
Известно, что на Правобережье Волги буртасы были первым народом, избравшим не позднее 9 века своей религией ислам. Они являются основными предками современных мишер, значительная часть которых и поныне проживает в границах страны древних буртасов, называвшейся хазарами “Асия”: в верховьях рек Свинга, Сура, Мокша, в междуречьях Суры и Волги.
Ученые Н. Голб и О. Прицак писали: “Асия” буртассов располагалась несколько севернее “Азии” скифов античной эпохи, но в средние века никакой другой “Асии”, кроме буртасской, Европа не знала”.
На территории Среднего Поволжья, включая Пензенский край, буртасы жили в 8-14 веках среди лугов, низин и березовых рощ. Принадлежа к скотоводческой культуре, они были прекрасными воинами и ремесленниками. В случае вторжения неприятеля могли выставить до 10 тысяч всадников. Кроме изготовления оружия, земледелия и скотоводства, ценились как охотники. Арабские путешественники не раз отмечали: “ Широко известные в арабских странах “буртаские шубы” из рыжей лисицы происходят именно из страны Буртас на реке Идел”.
Первое упоминание о них встречается у арабского энциклопедиста 8 века Аль- Калби. Наиболее полное в трудах персидского автора 10 века Ибн Русте. Последнее упоминание о буртасах датируется 17 веком. Следовательно, народ, который населял сурский край более 9 веков, не мог исчезнуть бесследно. И такие следы есть.
ПОРАЗИТЕЛЬНЫЕ НАХОДКИ
По свидетельству археологов, останки стен и валов города Буртас располагаются вблизи г. Городище. Этот город, ставший впоследствии столицей Буртаского княжества, входил в состав Волжской Булгарии и находился на пересечении торгового трансевропейского сухопутного пути из Булгар в Киев. Там на высоком берегу Суры когда-то возвышалась мощная крепость, окруженная тремя рядами валов высотой 4 метра и шириной у основания 20 метров.
Но именно с этого времени, конец Х-начало XI века, начинается активная булгаризация буртас, нашедшая отражение в высоком экономическом развитии этой народности, что, в общем, не помешало возникновению обособленного Буртаского княжества в рамках Волжской Булгарии. В XIII веке этот экономический подъем был приостановлен, но после разгрома Волжской Булгарии ханом Батыем буртасы вновь обрели свое название.
Об этом свидетельствует почти 800-летняя история города Наровчат. В конце XII века на реке Мокше было построено городище. Но в 1237 году земли буртас и мордвы были подвергнуты опустошению. Однако вскоре хан Узбек перевел столицу своего улуса из Укека в Нуриджан и город получил название Нуриджан. Впоследствии он стал именоваться Мохши. В этом городе, который к концу XIII века превратился в крупный экономический и торговый центр Примокшанья, хан Узбек принял ислам в качестве государственной религии. Восторгу путешественников, посещавших в те времена Мохши, не было предела.
В городе чеканились свои монеты, шумели многоголосые базары, сновали военные отряды и съезжались различные посольства. Здесь можно было встретить торговцев из Персии, Византии, столиц Золотой Орды - Сарая и Нового Сарая, Гюлистана и Укека. Для гостей были созданы невероятные даже для нашего времени условия. К домам были подведены водопровод, устроено отопление и мусорные ямы. Работала общественная баня с централизованным горячим водоснабжением. Славился город и многочисленными гончарными, кузнечными и ювелирными мастерскими.
Но, пережив вершину своего развития, с началом феодальных войн в Золотой Орде город стал яблоком раздора и переходил из рук в руки.
В 1361 году ордынский хан Тогай провозгласил Наровчат столицей Наручадской орды, откуда совершал набеги на Рязань и другие русские города. Впоследствии правящая верхушка Мохши заключила союз с Рязанью, и город подвергся нападению нескольких ханов. Последний удар по Мохше нанес в 1395 хан Тамерлан, уничтоживший город до основания. К тому времени крупные феодалы Наручадской орды перешли на службу к московским князьям. Улус пришел в упадок. Потерял свое значение и город Мохши.
Тем не менее, интерес к буртасской культуре не угас и достоверность сведений об этой народности подтверждается археологическими исследованиями.
На территории края выявлены 2 компактных группы поселений X-XIII веков, где была обнаружена гончарная посуда булгарского типа. В Верхнем Посурье исследованы 21 городище и 25 селищ, в верховьях рек Выши, Вада, Мокши 11 городищ и 15 селищ. Кроме того, обнаружен первый и пока единственный курганно-грунтовой могильник буртас IX века близ села Армиево.
КТО НЕ ЗАПИСАЛСЯ В БУРТАСЫ?
Все эти свидетельства указывают на то, что буртасский этнос имеет право на существование. Конечно, прямыми потомками буртас мы назвать себя не можем. Однако общий этнический корень у народностей сурского края больше не мордовский, не татарский, не русский, а буртасский. Мы буртасы хотя бы потому, что в каждой нации имеется примесь буртасского, а не наоборот. Отсюда и тяготение всех национальностей на территории Пензенской области к буртасскому проэтносу.
Иными словами, история края начинается с появления на ее территории буртас. Закончится она процессом взаимного этнического обогащения всех основных национальностей на фоне буртасского оплодотворения. И это крайне важно уже потому, что на фоне разговоров о “расформировании” Пензенской области и расчленения ее территории по республикам и регионам Поволжья, мы имеем право назвать себя единым этносом и претендовать на отдельный субъект РФ.
 

 

 

Hosted by uCoz